Merck.Пульс
Как снизить дефекты в работе врачей на 46% и не бояться экспансии
Кейс «Клиники Фомина» – о том, как «Ася»
помогает врачам и управленцам
Быстрое расширение сети клиник требует не только инвестиций, но и инструментов, способных обеспечить одинаковый уровень оказания медуслуг. «Клиника Фомина» уже объединяет 21 точку — формат и подход, очевидно, сформировались. Но от этого план запустить еще 51 клинику в ближайшие несколько лет не выглядит менее космическим.
Гарант спокойствия — система помощи принятия решений (ППР), разработку и развитие которой курирует медицинский департамент «Клиники Фомина». Подробно об этой работе — в кейсе, рассказанном медицинским директором сети Татьяной Румянцевой.
Дисклеймер:
Технически ППР встроена в электронную медицинскую карту «Ася», которая «сшита» с МИС, а также работает в формате мобильных приложений – одно для врача, другое для пациента.
Цель
Первые шаги в направлении персонального помощника для врача были сделаны довольно давно — в конце 2018 года. Тогда мы только планировали открывать клиники в Москве, Пензе, Белгороде. Стало понятно, что если мы хотим развивать сеть, то мы должны реализовать идею с поддержкой принятия решений. Нужно помогать врачу делать правильные назначения — вне зависимости от того, в какой клинике он работает. Запуск ППР пришелся на 2019 год.
Реализация
Мы изучили варианты интеграции помощника в существующие медицинские информационные системы. Решили, что по времени и по деньгам это невыгодно. Правда, когда начали делать свою систему поддержки принятия врачебных решений, оказалось, что денег нужно кратно больше. Просто не можешь остановиться – постоянно улучшаешь ее и дорабатываешь.

Мы писали ППР с нуля на Python, она плотно интегрирована с нашей МИС на 1С. То есть всю информацию она получает из МИС и передает обратно туда же. Самое трудоемкое в создании и развитии такой системы — погружение в нее гайдлайнов. ППР работает на основе UpToDate и других рекомендаций ведущих мировых профессиональных сообществ, а также учитывает критерии качества оказания медпомощи, отраженные в российских клинических рекомендациях.

Сегодня «Ася» помогает врачам разных специальностей — гинекология и репродуктология, терапия, урология и андрология, эндокринология, педиатрия, гематология, дерматология, аллергология и иммунология. Базу знаний обновляем непрерывно.

Как видите, «Ася» дает врачу подсказки/советы во время приема. Рекомендации выглядят как список, из которого можно выбрать назначение, и к каждому из них дается развернутое пояснение со ссылкой на источники. Если какая-то рекомендация существует в локальных документах, но не является доказательной, мы уведомляем об этом доктора.

«Ася» не является инструментом для увеличения среднего чека. Напротив, мы боремся с лишними назначениями. Нам важно не пропустить патологию, и для этого есть обязательный перечень исследований. А половина того, что в 90% клиник составляет средний чек, в «Асе» относится к разделу «нельзя». Стоимость услуг в наших клиниках такая, что позволяет не идти на различные ухищрения в отношении среднего чека.

Ценность
  • Поддержка врача — комфорт пациента
    Врач может быть спокоен — с «Асей» он ничего не пропустит, не забудет, даже если он не успел прочитать новые рекомендации или столкнулся с редким диагнозом. Он всегда может свериться с дополнительной информацией прямо во время заполнения карты и не искать информацию в интернете (к слову, бывают отдельные жалобы пациентов на то, что врач что-то «гуглит»). «Ася» сделана для удобства врача, даже в мелочах: помимо подсказок, сразу можно запланировать консультацию, поставить «напоминалку», отправить пациенту в мобильное приложение и распечатать чек-листы и полный список рекомендаций.
  • Управление качеством
    Для руководителей клиник важным эффектом будет качество и безопасность работы врача. По программам ЭКО «Ася» формирует, наверное, максимально полный объем документации. Также может быть интересна аналитическая работа в рамках контроля качества — возможность определять, каких дополнительных знаний и навыков не хватает специалистам. «Ася» собирает информацию, которую проверяют эксперты и ИИ. Эти данные дают понимание, где и что надо «подтянуть».
  • Тиражирование опыта
    Для собственника и инвестора — возможность расширяться и работать без потери качества услуги.
Результат в цифрах:
Количество случаев, когда была выбрана полностью неверная тактика лечения, сократилось на 46%.
Команда и расходы
  • Разработкой «Аси» занимается медицинский департамент — в нем работают 42 человека. Технической реализацией занимается наш IT-отдел.

  • На все цифровые проекты «Клиники Фомина» ежемесячный бюджет составляет порядка 5 млн рублей.
Планы
Сейчас функционал ППР «Аси» доступен врачам других клиник – продукт называется Asya Assistant.

Но есть довольно много запросов от клиник на покупку всей «Аси». Самое сложное для реализации этой идеи — надо решить банальный, но больной вопрос интеграции с другими МИС, помимо 1С. Тем не менее, мы ведем работу над тем, чтобы сделать «Асю» универсальным продуктом, который будет объединять наш сервис проверки карт на основе ИИ, а также BI-отчеты контроля качества.

Пока «Ася» не проверяет карты, а отдает их на проверку экспертам и ИИ-модулю. Как только мы проверили тысячу карт по одной специальности вручную, к этой работе подключается ИИ. Он проверяет 100% карт, а эксперты уже выборочно. Также с помощью ИИ мы сейчас осуществляем контроль пренатального УЗИ второго триместра. Еще одно ИИ-направление, в сторону которого мы смотрим: контроль качества работы хирургов (лапароскопия, гистероскопия).

Также мы работаем над ИИ-инструментом, который сможет самостоятельно прописывать логику и алгоритмы для принятия врачебных решений. Сперва мы будем обучать ИИ на конкретных примерах и источниках информации, а на стадии MVP — ставить ему задачу найти найти надежные источники самостоятельно. Если удастся сделать такой ИИ-инструмент, то работа по развитию ППР ускорится многократно.
Резюме:
· «Ася» — электронная медицинская карта с модулем ППР

· «Ася» упрощает работу врача на приеме с точки зрения выбора назначений и сокращает «бумажную» работу, оставляя больше времени на коммуникацию с пациентом

· Система не дает никаких коммерческих отчетов о работе врача и не является инструментом для увеличения среднего чека

· Разработкой и развитием «Аси» занимается медицинский департамент и команда разработчиков

· Сама «Ася» не является ИИ, но она взаимодействует с нейросетями для проверки карт и УЗИ-изображений

· «Ася» позволяет обеспечивать качество медпомощи и управлять им в разных клиниках по всей стране